Asset Publisher

Компьютерный мир ребенка

 

Для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. Современный ребёнок рано знакомиться с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки компьютера. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а тихо сидят дома за компьютером. И, конечно, взрослые не подозревают, что дети узнают из компьютера. Они не догадываются, что компьютер не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. У многих возникает вопрос: хорошо это или плохо?
Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Попробуем выделить положительные и отрицательные стороны в умении дошкольника пользоваться компьютером.

положительное  отрицательное
1. умение работать на компьютере (владение мышью, умение включать, выключить и т.д.) 1. нарушение санитарно-гигиенических требований к организации места ведёт к ухудшению здоровья
2. компьютер – источник информации 2. компьютерная зависимость
3. развитие интеллекта ребёнка через развивающие игры 3. психические расстройства
4. развитие логики, мышления, памяти 4. ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии
5. развивает внимательность, сообразительность, реакцию 5. развитию жестокости
6. знание иностранных языков  

Вот общие признаки для распознавания компьютерной зависимости ребёнка:

• Если ребёнок ест, пьёт чай, занимается у компьютера.

• Засиделся до ночи у компьютера.
• Приходит домой - и сразу к компьютеру.
• Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
• Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.
• Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям - прогулкам, домашним делам и. т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.
• Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает.
• Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.

Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка:       

• Разместите компьютер в общей комнате- таким образом, обсуждение интернета станет повседневной привычкой, и ребёнок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.
• Используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребёнка в Сети. По санитарным нормам ребёнок не может проводить за компьютером более 15 минут подряд. Играть в компьютерные игры перед сном запрещается всем детям.
• Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам- фильтр.
• Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего компьютера- это поможет отфильтровать вредоносное содержимое; выяснить, какие сайты посещает ребёнок; установить временные рамки использования компьютера или Интернета; блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети.

Рабочее место ребенка:

1. Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:
• стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;
• монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;
• глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
• расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;
• источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;
• провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.
2. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

Как выбрать игры для ребёнка дошкольника?    

Не идите на поводу у детей в магазине. Для ребёнка главное упаковка, а не содержание. Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм (квестам, аркадам, стратегиям и т.п.). Развлекательные программы могут быть вредны дошкольнику, так как в этом возрасте детская психика имеет ряд особенностей. Дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, хорошей фантазией, из-за чего мир виртуальной игры может сильно увлечь малыша, стать значимым, увести ребенка от реальности, исказить реальные представления и привести к дальнейшему неадекватному поведению в обычных ситуациях. Лучше покупать без них, внимательно изучив описание игры. Она должна:
- соответствовать возрасту ребёнка;
- состоять из мини-игр, которые он сможет пройти;
- занимать по времени одна игра или уровень, тур должен не более 15 минут, чтобы ее можно было прервать, не приводя малыша к раздражению.
Мир компьютерных игр богат и разнообразен, главное – соблюдать родительский контроль за качеством детских «игрушек».

Игровые программы успешно применяются с целью воспитания и развития дошкольников, необходимо лишь следовать простым рекомендациям:

• Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим - активные, динамические.
• Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы - такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
• Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть долгой.
• Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода - малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
• Постарайтесь, чтобы он усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов - нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Так для того, чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребёнка, необходимо строго выполнять ряд требований:

1. Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-
3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или
перед сном.
2. Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать
10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
3. После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты
зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить
физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи,
верхнего плечевого пояса.

Упражнения для проведения зрительной гимнастики:

- Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.
- Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.
- Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.
- На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребенок должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.
Предлагаю Вашему вниманию несколько сайтов, где ребятишки найдут интересные демо-игры, раскраски, стихи, конкурсы, мультфильмы, а взрослые информацию по воспитанию и обучению своих чад.

Для детей:

1. http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»
2. http://playroom.com.ru/ - Игровая комната
3. http://www.igraemsa.ru/ - Играемся
4. http://adalin.mospsy.ru/discs.shtml - Развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста
5. http://pochemu4ka.ru/ - Почемучка
6. http://www.detskiy-mir.net/ - твой детский мир

Для родителей:

1. http://www.maaam.ru/ - Социальный образовательный интернет-проект
2. http://leopold-baby.com/ - Кладовка кота Леопольда
3. http://www.psyparents.ru/ - Детская психология для родителей
4. http://www.kostyor.ru/tales/ - Сказки для детей
5. http://www.lukoshko.net/ - Лукошко сказок
6. http://doshkolnik.ru/ - Дошкольник.
7. http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад. ру
8. http://mybabys.ru/ - всё о замечательных малышах от рождения до школы
9. http://www.fun4child.ru/ - сайт для заботливых родителей
     Компьютер - лишь средство получения информации, и как им пользуется ребёнок, во многом зависит от родителей. Желаю Вам превратить компьютер из врага в верного для ребёнка союзника. Удачи.
     Информация взята с интернет-ресурсов (доработана и дополнена). Убедительная просьба, прежде чем открывать сайт ребенку, удостоверьтесь, что на нем не содержиться ненужной информации и рекламы. На момент создания статьи все сайты проверены.